Классный час 8 класс. Тема: Как повысить культуру речи?
Цель: -познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи; - установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой; - воспитывать любовь и уважение к родному языку, формировать навыки речевого общения.
Предварительная подготовка Подобрать меткие и образные высказывания о русском языке, пословицы, поговорки, афоризмы. Написать плакат: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» (И.С. Тургенев)
Ход классного часа. І .Вступительное слово классного руководителя. Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в ее подчинении определенным нормам произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложений; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте (отсутствие слов-паразитов, словесных штампов); в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена». ІІ. Выступление учащихся «Как мы говорим». ІІІ. Слово классного руководителя. О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы: • Как связана культура речи с культурой чувств? • По каким признакам можно судить о культуре человека? • Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? • От чего зависит способность управлять своими чувствами? • Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? • Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? • Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горе (радостью)? Назовите свои чувства (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора, доброжелательность и т.д.) Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильной интонацией, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др. ІV. Как стать интересным собеседником. Беседа с учащимися. 1. Какими качествами должен обладать хороший собеседник? 2. Легко ли вы находите контакт с людьми? 3. Какие трудности испытываете вы в речевом общении? 4. Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем учащимся предлагается «проиграть» сценки разговора с друзьями или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей и т.п. V. Обучение анализу ситуаций, искусству ведения споров. Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации, предложенные классным руководителем или самими учащимися. 1.Часто ли у вас вспыхивают ссоры с друзьями? В чем вы видите их причину? 2. Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? 3.Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? 4. Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? 5. Предложите свои правила ведения спора, чтобы он не превратился в ссору. Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора: • Настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности. • Уважительно относись к чужому мнению. • Будь тактичен с собеседником и т.д. VІ. Подведение итогов классного часа.